Армянский информационный портал

04.03.2008 - Ереван. Кровавая весна началась

Двадцатилетие всеармянского карабахского движения и первый день весны Ереван «отпраздновал» в крови. 1 марта 2008 года армянский народ встретил, по официальным данным, до десяти убитыми (а по неофициальным - намного больше), сотнями раненых и арестованных людей. Город наполнен запахом гари и крови: кровавая весна началась. Двадцать лет назад в эти дни в составе СССР, армянский народ вышел на улицы с именем Карабаха на устах. Большинство из тех людей никогда в своей жизни даже не были в Карабахе, и смутно представляли суть Армянского вопроса, но они шли на улицы, защищая свои представления о достоинстве, национальном достоинстве. Это осознание и привело к победе в Карабахской войне, к первой победе нации за последние столетия.

Посвящается всем павшим за свободу и независимость Армении

И вот прошло двадцать лет... За это время после первого президента Левона Тер-Петросяна 1998 году армянский трон занял представитель карабахской элиты Роберт Кочарян. Левон подал в отставку в добровольно принудительном порядке, так и не отважившись стрелять на повал. Он ушел мирно, оставив власть своим бывшим выдвиженцам - Роберту Кочаряну и Сержу Саркисяну, которых он сам в те бурные годы взрастил и дал власть в карабахской провинции в противовес местным дашнакам. Отставка Тер-Петросяна десять лет назад, вернее его согласие уйти, до сих пор окутаны тайной. «Он ушел, но обещал вернуться». За эти десять лет самым знаковым фактом для армянского общества стал начавшийся еще при Тер-Петросяне окончательный раскол между народом и властью. С годами, даже карабахская проблема отошла на второй план. Людей больше волновало отношение властей к себе. Армянская нация, столетиями ненавидящая инородную власть над собой, изначально с опаской и недоверием отнеслась и к армянской власти, утвердившейся после обретения независимости. Эти чувства еще при Левоне Тер-Петросяне вылились в известные события 1996 года, окончившиеся штурмом армянского парламента. Тогда Тер-Петросяну хватило ума и выдержки ограничиться стрельбой в воздух, а через два года безболезненно уйти.



За десять лет правления Роберта Кочаряна противостояние между властью и народом дошло до критической точки. И власти за эти десять лет никоим образом не пытались сгладить данное противостояние, которое с годами все более усугублялось. Выдвинув в качестве преемника фактического соправителя Сержа Саркисяна, тандем власти даже не захотел осознать сложившуюся ситуацию, и то, что своими действиями способствовал политической реабилитации Левона Тер-Петросяна. И Левон вернулся.



Политически грамотно используя многочисленные ошибки властей, используя их спонтанные и непросчитанные ходы, подмяв под себя все оппозиционное поле (не считая лжеоппозиционеров и отдельных групп непримкнувших), даже не имея доступа к широким средствам СМИ, всего за несколько месяцев Левон Тер-Петросян снова стал одним из значимых политических фигур армянского политического небосклона. Народ увидел в нем своего спасителя от произвола властей. Левон играл профессионально. Зная его либеральную натуру, к нему даже стали подтягиваться отдельные группы националистов, которые окончательно разочаровались в дашнаках, а Сержу Саркисяну не могли простить его известную фразу о родословной Агдама. Тем более, что Серж Саркисян и не скрывал свои либеральные мысли и презрительное отношение к националистам.



День выборов как всегда продемонстрировал весь изощренный багаж фальсификаций, имевшийся у властей. А в конце как всегда оказался прав Иосиф Виссарионович (Сталин) со своим известным постулатом о незначительности тех кто голосует, и о значимости тех, кто считает. И ныне даже Дельфийский оракул не смог бы ответить на вопрос о том, сколько же процентов голосов в реальности набрал каждый из кандидатов. Но это ровным счетом никого и не интересовало. Власть сразу же объявила изначально подготовленную фразу о победе Сержа Саркисяна, а народ поднял свою правду о поражении ставленника властей. Противостояние началось, тем более, что был и флагоносец.



Десять дней улицы Еревана сотрясали непрекращающиеся, многолюдные митинги и шествия днем, и «ночной дозор» на площади Свобода. За это время власть сделала очередную глупость. Состряпанные слова «Виват Цезарь» в адрес Сержа Саркисяна, исходящие из уст других кандидатов в президенты и начавшийся процесс их «поощрения» должностями, еще больше усугубил ситуацию. Эти люди, во главе с Артуром Багдасаряном (власти дали ему должность Секретаря совета безопасности, напрочь «забыв», что всего лишь год назад официально заклеймили его как предателя нации) всего лишь стали политическими трупами, оставив свой электорат Левону Тер-Петросяну. Кристаллизация векторов сделала Левона окончательным лидером всех тех, кто встал против властей. Пауза затишья перед столкновением лавин.



Начавшееся после президентских выборов десятидневное противостояние между властью и оппозицией закончилось кровавым противостоянием между властью и народом. В ночь на первое марта силовой разгон мирно танцующих демонстрантов на площади Свобода фактически привел к народному бунту. На этот раз Ереван не смог переварить топорный метод действий властей. Неискушенные в армянской кулуарной политике до сих пор не могут понять, зачем властям понадобилось с околооперной площади разгонять «ночной дозор» не более 2000 человек, которые не представляли опасности ни для кого. За десять дней Левон Тер-Петросян использовал все свои фишки и будучи профессиональным политиком в основном играл на политический блеф. Играл профессионально, но не обладая сопоставимыми с властью рычагами, уже выдыхался. Он изначально строил всю свою нынешнюю политическую тактику на ошибках властей, оттуда черпая новые силы и возможности. Но он ждал, видимо, очень хорошо зная своих бывших выдвиженцев. Знал их повадки, знал их натуру.



Первый удар власти нанесли в ночь на первое марта. Лужи крови беззащитных танцоров (никакая логика не в состоянии потвердеть версию властей о том, что люди были вооружены огнестрельным оружием, однако не использовав его, защищали себя булыжниками и прутьями) взорвали Ереван. Убежавшие от погрома полиции и искавшие спасения у стен посольства Франции группа из 50 человек за три часа превратилась в стотысячную лавину. Без лидера, без политического осознания своих дальнейших шагов, в первый день весны люди стекались для зашиты своей правды. Спустя двадцать лет после 1988 года они снова поднялись для защиты своего достоинства, заполонив большой перекресток «пяти улиц». Противостояние власти и народа вступило в кульминационную фазу.



И вместо поиска взаимовыгодных вариантов для безболезненного выхода из данной ситуации власть отдала предпочтение силе. Над городом поднялся кровавый топор. Это через день, представители власти будут «скорбить» по тем, в кого они отдали приказ стрелять, принося в жертву Трону. А до этого они сами и возжелали крови, не захотев понять политическую догму - являясь властью, именно они в любом случае будут заклеймены позором и именно на них падет вся тяжесть ответственности. Тем более, что власти сами и отстранили Левона Тер-Петросяна от какой-либо ответственности за кровавые последствия, заблаговременно заключив его под домашний арест.



Вооруженная полиция и войска были брошены на подавление собственного народа, в том числе женщин и подростков. Но народ держался. Даже трупы своих товарищей не останавливали пацанов, которые шли под пули, защищая не Левона, а свою правду и свое видение о демократии. Ереван защищал себя. Даже вид грохочущей по асфальту бронетехники, которая в любой момент могла быть брошена против народа, не останавливал людей. И власти готовы были пойти дальше. Даже не хочется представлять тот ужас, и те последствия, которые могли быть, если бы народ не разошелся. Последние осколки оппозиционных лидеров, осознав откуда взялись толпы мародеров (в ситуации, когда выход любого лица из кольца народа сразу кончался арестом) и, поняв, для чего и кому это нужно, упросили народ покинуть уже ставший кровавым перекресток «пяти улиц».



Ценою крови первую битву над народом власти выиграли, разрубив все нити, связывающие себя и нацию. Но это только начало глобального противостояния. Постулат Талейрана о невозможности сидеть на штыках, во временном отрезке всегда оказывался правдой. Для властей остался единственный вариант - любой ценой найти общий язык с народом. Или кровавая весна снова даст о себе знать в Ереване, со всеми ее непредсказуемыми последствиями.



Грайр Казарян

ArmToday
Опубликовано на сайте: http://www.newarmenia.net
Прямая ссылка: http://www.newarmenia.net/index.php?name=News&op=view&id=113