Армянский информационный портал

20.02.2010 - Виктор Амбарцумян (1908−1996)

Виктор Амбарцумян – основатель Бюраканской обсерватории в Армении, один из основоположников астрофизики – нового направления в науке

С ТЕЛЕСКОПОМ ПО СТОЛЕТИЮ

АмбарцумянВ середине XX столетия главными толкователями Библии стали все же астрономы; ересь их телескопов пролилась звездным дождем на последний тлетворный костер, впрочем, не смыв кинематографической интриги вредных апокрифов. Время вносило свои коррективы в ритм планетарного пульсирования, причем каждый из молодых астрономов не брезговал выдвигать собственную версию о рождении Земли, да и Космоса в целом. Все это было настолько популярно, дико и еретически, что даже некогда могучий костер святой инквизиции попрятался где-то между дровами, и умолял сучок себя не выдавать. Отцам церкви оставалось разве лишь затыкать свои уши ватой, как монахиням - фатой будущих свадеб. И тем не менее, к очередному расколу Церкви все это не привело, скорее наоборот - процесс обусловил раскол самих астрономических школ. Одним из основателей подобных центров и стал молодой армянский «еретик» Виктор Амбарцумян.

Звездочка будущего творца теории «звездных ассоциаций» вспыхнула в небе в 1908 году, о чем не преминула заявить Земле космической бандеролью Тунгусского метеорита. И хотя сама посылка грохнулась о планету в тысячах километрах от тифлисского родильного дома (что, впрочем, не помешало испуганным сановникам лишний раз перекреститься), однако громкий старт и главный вектор его карьеры были уже обозначены: в 1924 году он должен непременно приехать в переименованную только что бывшую столицу сокрушенной Российской империи, чтобы проявить свои блестящие способности в знаменитом университете. Будучи студентом, он опубликует 16 научных работ по теоретической астрофизике, а уже в 1931 году впервые в СССР приступит к чтению лекций по этому курсу. Работая в Пулковской обсерватории, «одержимый еретик» откроет и первую в стране кафедру по астрофизике, станет ее заведующим, а уже в возрасте 32 лет - проректором Ленинградского университета по научной линии. Тунгусский почерк налицо.

Господствующая в стране атеистическая религия вкупе с космическими амбициями самого государства создавала весьма благодатную почву для интеллектуальных восстаний против воли если не отцов (в государстве культивировался особый институт отцовства - над народами), то уж во всяком случае - пап. Последние менялись в Герцах, но их «заблудшие сыны» уже не возвращались. Летом 1944 года Виктор Амбарцумян переедет в Ереван, где займет должность вице-президента основанной и руководимой Иосифом Орбели Академии наук Армении. В 1946 году на склоне вулкана Арагац создаст Бюраканскую обсерваторию; знаменитый научный центр в очень скором времени начнет извергать потоки астрономических лав сквозь жерло своего телескопа. Особое значение приобретут выполненные под его руководством исследования динамически неустойчивых, находящихся в стадии распада групп звезд - звездных ассоциаций. Их изучение приведет к двум фундаментальным космогоническим выводам: звездообразование в Галактике продолжается и в нашу эпоху, а звезды рождаются группами. Исходя из этого, он исследует сверхпланетные конфигурации и установит космогоническую активность галактических ядер. И хотя доподлинно неизвестно, действительно ли звезды образовались из какого-то плотного «дозвездного» вещества именно вследствие большого взрыва, но взрыв в науке ему обеспечить удалось: собственно, за свои выдающиеся достижения он и был избран президентом Международного астрономического союза, президентом Международного союза научных организаций, членом 24 академий наук мира, почетным доктором многих университетов.

По жизни он был ближе к Галилею; конечно, откровенно омерзительного судилища над ним не было, да и сам Амбар-цумян не давал тому повода; впрочем, случись такое, советский астроном непременно стал бы удобнейшим кандидатом на Нобелевскую премию. И тем не менее, Верховный Совет СССР весьма походил на средневековый конклав, равно как и Отец народов - на Папу. Определенные механизмы инквизиции, право же, имели место и при коммунистическом режиме, причем Виктор Амбарцумян однозначно принимал правила игры. Понятие «выдающийся советский ученый» - это объективно выше всех научных регалий, ибо есть свидетельство редкого достижения человеческого разума, как художник эпохи Инквизиции.


Его заслуги перед наукой были настолько велики, что уже при жизни превратили его в легенду. Сам он в качестве курьеза часто и с удовольствием приводил письмо ученицы новосибирской школы с математическим уклоном, написавшей ему однажды:«Каково было мое удивление когда я узнала, что Вы - наш современник и что Вы живете и творите несмотря на то, что Ваше имя вписано в энциклопедии и труды Ваши исчисляются десятками». Деяния Виктора Амбарцумяна были настолько легендарны, что юная школьница поверить не могла, что этот титан науки - ее современник.


Будучи основателем Большой Армянской энциклопедии, Виктор Амбарцумян всегда отмечал жизненную необходимость обновления и дополнения каждого энциклопедического труда: «К примеру, русская универсальная энциклопедия Брокгауза и Эфрона в 82 основных и 4 дополнительных томах выходила в течение 17 лет, но уже через три года после издания последнего тома начала переиздаваться». Наука как Космос: она тоже пребывает в постоянном развитии - процесс образования звезд происходит и в нашу эпоху, а посему обновление необходимо. Одной из таких вспыхнувших звезд и стал Григор Гурзадян - Джордано Бруно армянской науки. Некогда лучший ученик великого астронома, он, по сути, явил собой «его второе, доработанное издание»; увы, Виктор Амбарцумян не пожелал своей второй редакции.
Во второй половине XX столетия главными толкователями науки стали все же аспиранты, дерзость их видения пролилась звездным дождем на зонты седых патриархов. Молодые орлы, не признающие дупел, без особой натуги доводили до сведения умных сов несостоятельность ночного взгляда на Мир. Зачинатель внеатмосферной астрономии Григор Гурзадян произвел революцию в науке; президент Академии наук СССР Мстислав Келдыш, академик Лев Арцимович и Генеральный конструктор космических кораблей Сергей Королев успеют помочь «астроному XXI века» основать Космический институт в ущелье Гарни (кстати, Сергей Павлович именно Гурзадяна и планировал назначить своим замом по науке - настолько мощно и перспективно зарекомендовали себя его поддерживаемые в космосе телескопы). Впрочем, и НАСА обратит внимание на работы Гурзадяна - небольшой телескоп Хаббл совершит больше открытий, чем все обсерватории с Земли. Виктор Амбарцумян в революции, увы, увидит переворот: похоже, бывший дерзкий «еретик» стал Папой армянской науки.

Выдающийся астроном XX века, он, видимо, уже еле поспевал за временем. И тем не менее, ему будет за 80, когда он восстанет снова - против системы, упрямо не признающей Карабах армянской землей. Он объявит голодовку державному Кремлю, чем привлечет внимание международной научной элиты к самой проблеме. Вместе с ним в эти дни будет голодать весь Космос; впрочем, одним неосторожным болидом он ударит по мозгам человечества, после чего наступит и вовсе безрассудный XXI век.
Опубликовано на сайте: http://www.newarmenia.net
Прямая ссылка: http://www.newarmenia.net/index.php?name=Pages&op=view&id=322