Армянский информационный портал

15.10.2011 - Павел Лисициан (1911−2004)

Павел Лисициан – выдающийся оперный певец, один из лучших баритонов xx века. Первый советский солист, выступивший в «Метрополитен-опера»

БАРИ ТОН

ЛисицианЕго дебют в Большом театре состоялся в марте 1941 года в «Пиковой даме»; уже в апреле он получит свои первые настоящие цветы за партии Елецкого и Онегина. Отечественная война настигнет тридцатилетнего оперного певца на самом взлете - он уже вдохнул полной грудью творческого воздуха, затаил дыхание, расправил широкие крылья, и... выстрел, увы, окажется далеко не сценическим: «Это тебе не выстрел в Ленского, это война! Так что с цветами, брат, придется повременить».

6 ноября 1911 года провинциальная дрема Владикавказа была нарушена восторженным сообщением первых кавказских автолюбителей: «Сенсационное известие! Сенсационное известие! Знаменитый гонщик Луи Шевроле и основатель General Motors Уильям Дюран сегодня вечером объявят о рождении фирмы Chevrolet Motor Car Company. Сенсационное известие...»

Впрочем, провинция, как бы высоко в горы она ни взбиралась, все равно безнадежное дно: по крайней мере, так подумали сами энтузиасты, ибо их «сногсшибательная новость, истинное значение которой в состоянии оценить лишь настоящие любители прогресса», не оказала на Терек должного воздействия. Он не остановил своего течения, не выяснил у глашатаев мировой механики конкретное время подписания соглашения, не подставил хотя бы ухо; как и сто лет назад, река продолжала бурлить и пениться... Да и седой Казбек никак не отреагировал на столь важное известие; пусть даже одним лавиноносным чихом. Провинция.

Следует отметить, что в этот день на большой тогда еще планете происходили и другие, не менее важные? с точки зрения продвинутой общественности? события; в частности, первый в мире официальный турнир по «Стрейт пулу». Раздосадованные невниманием горожан к историческому факту рождения заокеанского автомобильного гиганта бравые энтузиасты принялись объяснять соседям тонкости самой игры: «Забивать можно любой прицельный шар. Заказ не требуется. Первый удар по пирамиде, как правило, отыгрыш». Тщетно.

6 ноября 1911 года внимание многих жителей Владикав каза было приковано к другому: в семье уважаемых в городе Герасима Лисициана и Србуи Мануковны родился мальчик пронзительный крик которого оказался в состоянии не тальке оглушить восторженный рупор самих автолюбителей, но и озна меновать- как станет известно позже - новый этап в развитш классического вокала. Голос, который затмит собой и ударнук силу кия, и шум автомобилей Chevrolet.

По крайней мере, в I960 году New York Times отметит: «Павел Лисициан - первый советский певец, выступивший в знаменитой нью-йоркской «Метрополитен-опера» в «Аиде». Успех превзошел все ожидания. Господин Лисициан впечатляет вокально и музыкально. Его баритон изумительно вышколен и дисциплинирован, он обладает всеми атрибутами бельканто. На оперной сцене он вдохновенный певец, создающий характер одинаково хорошо как голосом, так и актерской игрой. Голос его ярок, компактен и рождается без малейшего напряжения на всем диапазоне. Королевский класс!» После этого спектакля машину, в которой находился певец, поклонники несли на руках до самого отеля: никогда еще автомобиль Chevrolet не удостаивался такой чести.
Новый триумф будет поджидать солиста Большого театра уже в Италии. Павел Лисициан выступит в легендарной La Scala и опять «попадет в лузу». Исполнит коронную партию Елецкого, а также Наполеона, после чего миланские ценители классического искусства не дадут ему возможности добраться до машины: понесут на руках. Никогда еще в своей жизни Chevrolet не удостаивался такого бесчестия.

Впрочем, в ноябрьский день 1911 года жители Владикавказа, разумеется, не предполагали подобного развития событий, хотя справедливости ради надо отметить, что сама семья, в которой появился на свет будущий покоритель мировых сцен, была музыкальной: его родители, а также старшая сестра Рузан-на пели в хоре городской армянской церкви. Да и сам термин «баритон» для подавляющего большинства гостей Герасима Павловича имел в тот день несколько иной смысл. Именно так звучит на армянском языке словосочетание «славный праздник», достучавшийся 6 ноября в двери уважаемой в городе фамилии. Люди так и говорили: «Сегодня вечером собираемся у Лисицианов, у них дома бари тон». Удивительная прозорливость.

В начале XX века армянская колония во Владикавказе действительно была прозорливой: Баграт Вахтангов - отец выдающегося российского режиссера, поможет буровому мастеру Герасиму Павловичу Лисициану наладить собственный бизнес по выпуску гильз для папирос. На предоставленные другом деньги мастер закупит в Финляндии оборудование и в течение двух лет расплатится с долгами. Увы, после октября 1917 года фабрику национализируют, выкурив частный бизнес с предгорья седого «Казбека». Отец вернется к буровому делу, к нему примкнет и сам Павел; впрочем, уже в самом скором времени его голос затмит шум бурового аппарата.


В годы Великой Отечественной войны Павел Лисициан часто ездил на фронт с концертами. Во время одного из них солдат под пулями, рискуя жизнью,собрал букет полевых цветов и принес певцу. «Товарищ Лисициан, с удовольствием буду слушать вас здесь, как когда-то в Большом», -с этими словами он протянул букетик Лисициану. Сердце певца замерло и он пообещал петь даже лучше, чем в Большом. «Я действительно тогда пел, не жалея сил и голоса, - вспоминал он потом. - Пел "кровью"».


Баритон! Определение - уже музыкальное - даст в 1932 году педагог М. Левицкая в Москве. Тридцатые годы - не самая светлая пора советской истории, эпоха возрождения особого института судебного производства - инквизиции. Под стать Ренессансу и искусство, созданное в этот период. Великое! Павлу Лисициану повезло с инквизицией: его опекал лично Самосуд. Главный режиссер Ленинградского Малого театра, выдающийся знаток оперного искусства Самуил Абрамович Самосуд проходил с молодым певцом даже самые скромные партии. Лучший баритон XX века! Определение - уже во второй половине столетия - даст весь музыкальный мир: целых 26 сезонов в Большом театре говорят о многом. Или вернее поют: в «Пиковой даме», «Евгении Онегине», «Мазепе», «Иоланте», «Аиде», «Травиате», «Эпиталаме», «Войне и мире», «Алмасте», «Аршаке Втором». Кстати, с Арменией его связывало очень многое, в том числе работа в Ереванской консерватории в 1967-1973 годах.

В отличие от бурового, аппарат Кремлевский оценит его удивительный голос строго «по назначению»: в войну командирует Павла на «музыкальное обслуживание» Западного и Резервного фронтов, в авиационные части, госпитали. Разумеется, у молодого певца будет много наград, но главной из них он до конца своей долгой и насыщенной жизни будет считать букет полевых цветов: «В сентябре 1941 года, после одного из фронтовых концертов, где я исполнял армянские народные песни, ко мне подошел боец и подарил букет полевых цветов. Это самая высокая награда в моей жизни». Старый солдат тогда еще поблагодарил своего соотечественника и сказал: «Спасибо, сынок, за бари тон!»
Опубликовано на сайте: http://www.newarmenia.net
Прямая ссылка: http://www.newarmenia.net/index.php?name=Pages&op=view&id=355