Армянский информационный портал

11.12.2011 - Шарль Азнавур (родился в 1924 году)

Шарль Азнавур – выдающийся французский шансонье, автор и исполнитель более тысячи песен, большинство которых стали сверхпопулярными

ПАРИЖАНИН ИЗ АХАЛЦИХЕ

АзнавурПлазматическая мембрана переполненного зала дышала под микроскопом сумеречного неба. Цитоплазма партера истекала мощным аминокислотным потом по системе своих рядов и мест; всеми вакуолями глаз публика смотрела на сцену; митохондрии уже были открыты в предвкушения очередного чуда; аппарат Гольджи, как это обычно бывает перед каждым новым митозом, отбивал барабанную дробь. Внимание составляющих Великую клетку белков также было приковано к Ядру: сейчас оно должно будет опять спирализовать хромосомы, и все в мире начнет делиться. Шарль Азнавур - живая клетка мировой эстрады.

Его жизнь на сцене - зеркальное отражение клеточного движения под электронным микроскопом. В ритме плазматического вальса он то раскрывает крылья, то скрючивается в углеводный ком; обильный пот течет ядерным соком и заполняет пустоту мира. Под аккомпанемент протерозойской стихии его знаменитый волчок образует шарлеобразную спираль; связанные с молекулами ДНК белки - гистоны - именно таким образом обычно и формируют хромосомы.

«Я всегда был очень подвижным. С шестнадцатилетнего возраста на протяжении четырех лет ездил на работу на роликах; причем через весь Париж. Это было и удобно и экономично: у меня не было денег ни на проезд, ни на велосипед, ведь я ж был из бедной эмигрантской семьи. Так что можно меня считают законодателем парижской роликовой моды: я первый, кто встал на ролики в Париже! По крайней мере, был первым взрослым роллером».

Впрочем, следует отметить важнейшую особенность клеточного ядра - нахождение в нем вещества наследственной Молекулы ДНК была открыта еще в 1868 году швейцарским врачом И. Мишером и, кстати, долгое время не привлекала к себе внимания. По крайней мере, считалось, что она играет второстепенную структурную роль. Первые свидетельства большой значимости ДНК были получены в 1944 году американским бактериологом 0. Эвери. Результаты его опытов поразили воображение; деятельность возглавляемой им группы явилась первым в истории генетики доказательством, что скромная молекул ДНК и есть вещество наследственности. Любопытная деталь: первую свою песню «Я пьян» Шарль Азнавур создал именно в 1944 году.

Ген великого шансонье находится в уникальном оазисе aрмянской культуры - Ахалцихе, откуда и вышли в большой ми выдающиеся национальные художники Вардгес Суренянц, Акоп Коджоян, певица Лусине Закарян, академики Акоп Манандян (кстати, основатель Ереванского университета) и Степан Малхасянц, видный деятель Католической церкви кардинал Гри-гор-Петрос Агаджанян. По плотности наличия известных имен на одном квадратном метре площади Ахалцихе - редчайший эпицентр созидания. Региональные кратеры, похоже, извергали здесь дезоксирибонуклеиновую кислоту нации.

Следует отметить, что спираль вообще является самой распространенной формой во Вселенной, от атомов до галактик, она исключительно выгодна особенно в условиях микромира -более длинные молекулы ДНК заключаются в клеточное ядро размером в несколько микрон. Такая компактность упаковки достигается путем плотного закручивания двойной спирали- отдельные ее витки сцеплены друг с другом, как зубцы молнии артиста. Витки Азнавура на сцене - это модель наследственного вещества.
Впрочем, между растительными и животными клетками имеются весьма существенные отличия: растения, благодаря наличию в их клетках пластид, являются организмами фото-синтезирующими, обладающими способностью использовать световую энергию для производства углеводов, жиров и белков. Животные, ввиду отсутствия пластид, лишены этой возможности, и процесс протекает иным способом; в частности Шарль Азнавур поглощает прошлое и производит будущее. Альтернатива фотосинтезу растений - мастер вдыхает армянский фольклор и выдыхает французский шансон.

Традиции национальной песни Вагинак Азнавурян (именно этим именем нарекли его родители) впервые вдохнул в семейном кругу, в Париже; его поразило творчество великого ашуга XVIII века Саят-Новы. И разумеется, жанр - поэт-песенник, исполняющий собственные произведения. На родине Вагинака, в Армении, их еще называли гусанами. В Европе нечто подобное имело широкое хождение особенно в эпоху Средневековья. В Скандинавии и Исландии таких же «бомжей высокого искусства» называли бардами и скальдами, в Германии - минне- и мейстерзингерами. На родине Шарля, во Франции, они также именовались по-разному: в северной Нормандии - труверами, в бассейне Луары - менестрелями, в южном Провансе - трубадурами. Азнавур стал шансонье. В 1946 году при поддержке Эдит Пиаф двадцатидвухлетний песенник осуществит свое первое турне с труппой «Компаньон де ла шансон»; впрочем, настоящий успех и признание придут к Азнавуру лишь в 1959 году, после триумфального успеха на сцене парижской «Олимпии». Здесь он впервые продемонстрировал классический митоз.

Клетка шансонье - как департамент, очень французская. Центриоли, лизосомы, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть - все абсолютно галльское. Стороннему взгляду может даже показаться, что корни его генеалогического древа восходят к дружине Хлодвига или, по крайней мере, - к временам Филиппа Длинного. И лишь скромнейшая молекула ДНК, точнее - именуемый геном ее отдельный участок (служащий матрицей для синтеза одной цепи белка), и выдает в нем плод иного древа. Более того, именно этот микроскопический отрезок и вынуждает его каждый раз заявлять: «Я француз армянского происхождения, в моих жилах течет армянская кровь». Впрочем, это не вызов, скорее - констатация факта: «Да, я приверженец строгих правил. И одновременно даю детям полную свободу. Считаю, что мои дети -а они уже взрослые -могут жениться на ком захотят. Я бы предпочел, если бы они выбрали не турок, - это желание уходит корнями в историю Геноцида армянского народа. Но если вдруг мой сын полюбит турецкую девушку, и она окажется европейкой по взглядам, такой же, как и я, - тогда почему бы нет».


Родители Шарля Азнавура чудом выжили в пекле 1915 года. И певец никогда не сможет забыть трагедию, которую они пережили:«Больное прошлое моих родителей до сих пор живет в моих песнях. Я не виноват в их несчастьях, но до сих пор испытываю стыд и чувство вины». К шестидесятилетней годовщине Геноцида он напишет песню lis sonttomb s («Они пали») - и она моментально взлетит на вершину мировых хит-парадов.

В самой Армении он даже не популярен, сегодня Шарль Азнавур - одно из составляющих национального иммунитета, этакий пульт Личности - стоит пробежаться в любое время суток по кнопкам дистанционного управления, и на одном из республиканских телеканалов непременно можно зафиксировать знакомую картину: всеми вакуолями глаз публика смотрит на сцену, аппарат Гольджи отбивает барабанную дробь, а на сцене - классика воспроизводящего жизнь митоза. Азнавур - живая клетка армянского организма.
Опубликовано на сайте: http://www.newarmenia.net
Прямая ссылка: http://www.newarmenia.net/index.php?name=Pages&op=view&id=357