Армянский информационный портал

30.11.1999 - Религия

Подавляющее большинство населения Армении – христиане. Армяне были обращены в христианство в 301 благодаря деятельности Григория I Просветителя (арм. Григор Лусаворич, впоследствии был причислен к лику святых). Армения стала первой страной в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии. Хотя Армянская апостольская церковь (иногда ее называют по имени Григория I Армяно-Григорианской) изначально была самостоятельной, она поддерживала связи с другими христианскими церквами вплоть до Халкидонского (451) и Константинопольского (553) Вселенских соборов, а затем сохранила тесные связи только с монофизитскими церквами – Коптской (Египет), Эфиопской и Яковитской (Сирия) (см. также МОНОФИЗИТСТВО).

Армянскую апостольскую церковь возглавляет верховный патриарх и католикос всех армян (в настоящее время – Гарегин II), резиденция которого с 1441 находится в Эчмиадзине. Католикосату всех армян в Эчмиадзине формально подчиняются Киликийский Католикосат (резиденция в 1293–1930 находилась в г.Сис (совр. г.Козан, Турция), а с 1930 – в г.Антилиас (Ливан)) и две патриархии (Иерусалимская, основанная в 1311, и Константинопольская, основанная в 1461), а также 36 епархий (8 – в Армении, 1 – в Нагорном Карабахе, остальные – в тех странах мира, где имеются армянские общины).
С 12 в. немногочисленная часть армян стала признавать верховенство Римской католической церкви и Папы Римского. В 1740 поддерживаемые доминиканскими миссионерами Ордена Иисуса (иезуитов) они объединились в Армянскую католическую церковь с патриаршей резиденцией в г.Бейрут (Ливан). Как и Армянская апостольская церковь, она принадлежит к числу восточных церквей, обряды и литургия которых совершаются на армянском языке. В период существования СССР Армянская католическая церковь подвергалась преследованиям, и только в 1991 в Армении вновь был открыт католический ординариат в г.Гюмри (бывший Ленинакан). В настоящее время в стране насчитывается 180–220 тыс. армян-католиков, которые населяют в основном северные районы Армении.

Распространению протестантизма среди армян способствовали американские миссионеры-конгрегационалисты, прибывшие в Армению из Бостона в 1830. Были созданы и существуют до настоящего времени много армянских протестантских конгрегаций, которые проводят миссионерскую деятельность. В Армении действуют пятидесятники (ок. 25 тыс. чел.), Свидетели Иеговы (ок. 7,5 тыс. чел.), Армянская евангелическая церковь (ок. 5 тыс. чел.), христиане-харизматы (ок. 3 тыс. чел.), евангельские христиане-баптисты (ок. 2 тыс. чел.) (см. БАПТИЗМ), Церковь Иисуса Христа святых судного дня (мормоны; от 1,5 до 2 тыс. чел.), адвентисты седьмого дня (0,8 тыс. чел.). Из других христиан представлены несториане, которые близки по своим догматам к монофизитам (ок. 6 тыс. чел.) и молокане (ок. 5 тыс. чел.) – представители одного из течений духовного христианства в русском старообрядчестве. Православные в Армении подчинены Московской патриархии, однако по численности они уступают молоканам. Большая часть живущих в Армении православных и молокан сосредоточены на севере страны, в то время как большинство протестантов населяют крупные города.

Среди курдов довольно значительную общину образуют езиды (йезиды), религиозные верования которых включают элементы зороастризма, ислама и анимизма (см. также КУРДЫ И КУРДСКИЙ ВОПРОС). Йезиды населяют, прежде всего, сельские районы в горах Арагаца, к северо-западу от ЕреванА. Согласно данным переписи населения в 1989 их количество достигало 51,9 тыс. чел., но по последним оценкам, оно составляет 30–40 тыс.
В период существования Советского Союза ислам в Армении был распространен в основном среди азербайджанцев и курдов, однако в результате карабахского конфликта большинство мусульман было вынуждено оставить страну. Наиболее крупная мусульманская община, включающая курдов, иранцев и выходцев из стран Ближнего Востока, в настоящее время сохранилась только в Ереване. Мусульманская курдская община, прежде всего в районе Aбовяна, насчитывает всего несколько сотен человек, большинство из них принадлежат к суннитам шафиитского толка. На востоке и севере страны, главным образом в приграничных селениях, живут небольшие группы мусульман-азербайджанцев, а в городах насчитывается более 200 чел. бехаитов.

В Армении существуют также немногочисленные кришнаитская и языческая общины. Насчитывается также 0,5–1 тыс. последователей иудаизма.
Отношение в обществе к большинству религиозных меньшинств двойственное. Конституция гарантирует свободу вероисповедания, в т.ч. право исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, а существующее законодательство устанавливает разделение церкви и государства. В настоящее время в Армении действует 57 религиозных организаций, открыты синагога, а также церкви и молельные дома различных религиозных меньшинств. Вместе с тем, за Армянской апостольской церковью законодательно закреплен статус национальной церкви армянского народа, а также наложены определенные ограничения (например, запрет на прозелитизм) на религиозную свободу представителей других конфессий.

Опубликовано на сайте: http://www.newarmenia.net
Прямая ссылка: http://www.newarmenia.net/index.php?name=Pages&op=view&id=63