Поиск

Поиск

Объявления



Статьи


АРМЯНСКАЯ КУЛЬТУРА В XIX ВЕКЕ

В XIX столетии армянская культура пережила значительный подъем. Особенно больших успехов достигла она во второй половине века. Присоединение Восточной Армении к России усилило и укрепило русско-армянские культурные связи. Главными, определяющими в армянской культуре стали прогрессивные, демократические течения. Следует отметить, что и в этот период в развитии литературы, искусства, образования, печати и науки большую роль играли армянские общины Москвы, Тбилиси, Константинополя и Измира.

1. Литература, искусство
В начале XIX века в армянской художественной литературе еще ощущалось влияние средневековой схоластики. Хотя господствовавшее литературное течение—так называемый армянский классицизм—на примерах исторического прошлого и, в частности, в панегириках, посвященных разным выдающимся деятелям, царям и полководцам, проповедовало патриотизм, смелость и самоотверженность, тем не менее значительная часть произведений литературы была пронизана религиозно-догматическими идеями, была далека от народа, от волновавших его насущных вопросов. Литературным языком был грабар, непонятный широким народным слоям.
С 1820—1840 гг. происходят заметные сдвиги. Классицизм уступает место новым литературным течениям—романтизму, а впоследствии реализму. Одной из ведущих тем в литературе становится народ, волнующие его проблемы, современный человек с его внутренним миром и чувствами. В литературу все чаще проникают социальные мотивы, демократические идеи. На смену грабару приходит новый литературный язык—ашхарабар, формируется новая армянская литература.
Определенная заслуга в создании новой литературы принадлежит поэту Арутюну Аламдаряну (1796—1834) и писателю, публицисту Месропу Тагиадяну (1803—1858). Но решающую роль в этом деле сыграл великий просветитель-демократ, писатель и педагог Хачатур Абовян.
Хачатур Абовян (1809—1848) родился в селе Канакер близ города Еревана. Начальное образование получил в Эч-миадзинском монастыре, продолжил обучение в тифлисской школе Нерсисян. Затем около пяти лет он учился в Дерптском университете, где и сформировалось его просветитель-ско-демократичеекое мщровоззре-ние. Возвратившись на родину, Абовян занялся педагогической и литературной работой.Абовян — автор стихотворных и прозаических произведений, учебных пособий, научных и ублицистических статей.
Вершиной его творчества является исторический роман «Раны Армении», в котором обрисованы положение армянского народа в начале XIX века, его освободительная борьба против иноземных угнетателей. В основе Хачатур Абовян фомана и других произведений
писателя-демократа лежат идеи патриотизма, гуманизма и дружбы народов.
Абовян вел упорную борьбу против реакционных сил своего времени. Он добился прогрессивных преобразований в школьном деле, пропагандировал передовые мысли своего времени, разоблачал представителей царской бюрократии и реакционных клерикалов. Великий просветитель стал основоположником новой армянской литературы, сыграл громадную роль в развитии новой культуры, в распространении просветительских и демократических идей среди армянской общественности.
Период 1850—1860-х гг. был переломным как в общественно-политической, так и в культурной жизни армянского народа. Литература, искусство, печать и другие области культуры пережили значительный расцвет. Появился ряд выдающихся писателей, поэтов, публицистов демократического направления; среди них особенно прославился писатель, революционер-демократ Микаэл Налбандян.
Микаэл Налбандян (1829—1866) родился в Новом На-хичеване (близ Ростова-на-Дону). Здесь же он получил начальное образование, затем обучался в Московском и Петербургском университетах. Его мировоззрение сложилось под непосредственным влиянием великих русских революционеров-демократов Белинского, Чернышевского, Герцена и других. Налбандян писал стихотворения, поэмы, прозу, научно-критические, публицистические статьи и книги, переводил из Пушкина, Лермонтова, Беранже и Гейне.

Лучшие его стихотворения—«Свобода», «Дни детства», «Песнь итальянской девушки»—написаны с большим мастерством и проникнуты горячим патриотизмом и революционным пафосом. Поэт-революционер смело заявлял:

«Свобода!»—восклицаю я.
Пусть гром над головою грянет,
Огня, железа не страшусь,
Пусть враг меня смертельно ранит,
Пусть казнью, виселицей пусть,
Столбом позорным кончу годы,
Не перестану петь, взывать
И повторять: «Свобода!».
(Перевод В. Звягинцевой),

Цель и смысл своей жизни Налбандян видел в служении простому, угнетенному народу, В 1861 г. он писал: Мы добровольно посвятили себя отстаиванию прав простого народа. Пера своего и себя мы не посвятили-богачам, чувствующим себя неуязвимыми за грудами золота,, особенно когда власть находится в руках тиранов. Но тот злосчастный армянин, тот забитый, жалкий, нищий, голый и голодный aрмянин, угнетаемый не только чужеземцами и варварами, но и своими собственными богачами, своим духовенством в полуграмотными людьми... вот этот армянин по всей справедливости привлекает наше внимание, и ему именно, не колеблясь ни минуты, посвятили мы все наши силы. Защищать безжалостнопопранные права этого армянина—вот подлинный смысл и цель нашей жизни. И чтобы достигнуть этой цели, мы не остановимся ни перед тюрьмой, ни перед ссылкой, и будем служить ей не только словом и пером, но и оружием, если когда-нибудь удостоимся взять в руки оружие, и освятить своею кровью прославляемую нами свободу.
Налбаидян стремился объединить социальную и национально-освободительную борьбу армянского нардоа с русским революционным движением и с этой целью установил' политические связи с известными русскими революционерами Герценом, Огаревым, Бакуниным, которые высока оценили его. Так, Герцен в письме революционеру Н. А. Серно-Соловьевичу от 24 июня 1862 г. писал о Налбандяне: «Это преблагороднейший человек, скажите ему, что мы помним и любим его». Налбандян,—писал Огарев,—«золотая
душа, преданная бескорыстно, преданная наивно, до святости».
За свою революционную деятельность Налбандян в 1862 г. был арестован царской полицией. Скончался он в ссылке, в городе Камышине Саратовской губернии.
В 1840—1850-х гг. зазвучала лира Гевонда Алишана (1820—1901)—одного из основоположников новой, патриотической армянской поэзии.
В армянской литературе 1860-х гг. достойное место занимают видный поэт Смбат Шахазиз (1840—1907) и известный за-дадноармянский поэт Мкртич Пешикташлян (1828—1868). В конце 60-х и в начале 70-х годов творил замечательный лирик Петрос Дурян (1852—1872), один из ярких представителей армянской литературы XIX столетия.
Во второй половине XIX века наряду с поэзией и прозой развивались драматургия и сатира. Романтизм стал мощным идейным оружием боевого патриотизма и национально-освободительного движения, в литературе усилилось реалистическое Рафаел Патканян направление.

Крупнейшими представителями армянской художественной литературы этого периода стали поэт Рафаэл Патканян, романист Раффи, драматург Габриэл Сундукян и сатирик Акоп Паронян.
Основным мотивом произведений Рафаэла Патканяна (Гамар Катипа, 1830—1892) является идея освобождения Западной Армении от турецкого ига. Поэт призывал любить родину и бороться за ее свободу с оружием в руках. Устами героя одной из своих поэм Патканян задавал вопрос:
«И теперь нам молчать, когда яростный враг Отнял меч—оборону, унизив наш стяг, У работников плуг вырвал дерзко из рук, Переделал на цепи тот меч и тот плуг? О, горе в плену мы должны изнывать! И ныне молчать?».
И следовал ответ:
«Пусть молчит тот, кто нем, чей недвижим язык, Или тот, кто в ярме видеть сладость привык! Но в ком сердце мужчин, кому честь дорога, Пусть бесстрашно идет против злого врага! Кто славой сумел свою смерть увенчать, Тот вправе молчать!».
(Перевод Валерия Брюсова)

Особенно большой популярностью среди патриотических произведений Патканяна пользовались стихотворения «Слезы Аракса», «Песнь матери Агаси», поэма «Смерть храброго Вардана Мамиконяна» и другие. В свое время были широко известны и сатирические стихотворения автора, в которых едко высмеиваются космополитизм и паразитический образ жизни юношей и девушек из семей армянских богачей. В своем творчестве Патканян обращался к животрепещущим вопросам дня. Патриотическая лира Рафаэла Патканяна оказала большое влияние на молодое поколение.
О поэзии Патканяна Валерий Брюсов писал: «Ее основная сила в чувстве высокого патриотизма, в той огненной и бескорыстной любви к родному народу, которая выражается не в одних дифирамбах, но и в горьких сатирах. Истинная любовь не чуждается гнева и даже ненависти, и именно потому веришь в глубину любви Патканяна...»
Раффи (Акоп Мелик-Акопян, 1835—1888) —один из крупнейших мастеров армянской художественной литературы, известный романист. Его перу принадлежат также повести, рассказы, стихотворения и статьи.
Творчество писателя отличается высоким мастерством. Его исторический роман «Самвел»— одно из лучших произведений армянской литературы. Произведения Раффи проникнуты идеями патриотизма, свобобы, национально-освободительной борьбы. Его романы, в особенности «Искры» и «Хент», нашли широкий отклик в народе и в значительной степени содействовали развертыванию армянского национально-освободительного движения против турецкого деспотизма.
В ряде произведений автора обличаются представители ростовщического капитала, подвергаются резкой критике отсталые, феодальные порядки и свойственные им общественные и бытовые явления.
Во второй половине XIX века расцвела реалистическая драматургия, основоположником и крупнейшим представителем которой был Габриэл Сундукян (1825—.1912).
Перу Сундукяна принадлежат пьесы «Хатабала», «Еще одна жертва», «Разрушенный очаг» и другие. Венцом его творчества является пьеса «Пэпо», написанная в 1870 г. и впервые поставленная год спустя в Тифлисе. В этом глубоко реалистическом произведении изображается действительность того времени—жизнь различных общественных слоев, их быт, нравы, социальные противоречия; разоблачается бюрократизм и взяточничество царских чиновников. Пьеса «Пэпо» открыла новый этап в истории армянского театра.
Сундукян выступал как защитник обездоленных и бесправных тружеников, бичевал корыстолюбие и низменные поступки купцов и ростовщиков. Главная идея его творчества—стремление к социальной справедливости.

В этот период получила развитие также сатира, блестящим представителем которой является Акоп Паронян (1843— 1891). Им созданы многочисленные произведения: «Национальные столпы», «Высокочтимые попрошайки», «Багдасар-ахпар». «Восточный дантист», «Жертвы деликатности» и многие другие произведения, в том числе статьи, очерки, фельетоны и пародии.
В армянской литературе второй половины XIX века своим реалистическим искусством и демократическими идеями выделялись также романист Перч Прошян (1832—1907), поэт, прозаик, детский писатель Газарос Агаян (1840—1911) и другие.
Значительные сдвиги произошли и в области армянского искусства—театра, музыки и живописи. Так, если до 1850-х годов театральные представления носили Случайный характер, не имелось постоянных артистических трупп, то во второй половине XIX века положение изменилось: представления стали более или менее Габриел Сундукян
регулярными, возникли новые, относительно постоянные театральные коллективы, появились профессиональные артисты, на сцену вышла женщина-актриса и т. д. В 1850—1860-х гг. ряд исторических драм и бытовых комедий был поставлен в армянских общинах Москвы, Тифлиса, Константинополя, а также в Армении—в Ереване, Александрополе и других городах. В последующие десятилетия профессиональный уровень театрального искусства значительно возрос. Наряду с произведениями национальной драматургии были показаны пьесы мировой классики. Сформировалось целое поколение талантливых артистов (М.Амештеян, Г. Чмшкян, А. Рачия и другие).

Особенно большую известность приобрел Петрос Адамян (1849—1891) — прославленный армянский актер-трагик. Он выступал в Турции, на Кавказе, затем в театрах Москвы, Петербурга, Харькова и Киева, повсюду вызывая восхищение зрителей. Адамян, игравший преимущественно шекспировских героев, в частности Гамлета, занимает почетное место среди актеров с мировой известностью.
В 1860—1880-х годах произошли заметные сдвиги и в области музыкальной культуры.

Демократически и патриотически настроенные музыковеды составили песенники, организовали хоры, стали записывать и обрабатывать народные песни. Было положено начало новой армянской музыке.Большую роль в развитии новой армянской музыки сыграл знаменитый западноармянский композитор Тигран Чухаджян (1837—1898). Родился он в Константинополе, музыкальное образование получил в Италии (в Милане). В 1868 г. талантливый композитор написал оперу Аршак Второй и этим заложил основы армянской оперы. Чухаджяном созданы также оперетты, из которых особенно известна «Леблебиджи» («Каринэ»), романсы, произведения для фортепиано и оркестра, песни и др. Произведения Чухаджяна, имевшие в свое время большой успех, пользуются широкой популярностью и в наши дни.
Видными композиторами и музыковедами являлись Макар Екмалян (1856—1905) и Христофор Кара-Мурза (1853— 1902).
Екмалян, наряду с созданием оригинальных музыкальных произведений, записал и переложил для четырех-голосого хора многочисленные армянские народные песни. КараМурза, составив певческие хоры, выступал с концертами во многих городах Кавказа и России. Кроме того, он записал сотни народных песен и создал самостоятельные произведения.
В области живописи выделялись портретист Акоп Овнатанян (1806—1881), основоположник армянской жанровой живописи Степан Нерсисян (1820—1884), пейзажист Геворг Башинджагян (1857—1925), Вардгес Суренян (1860—1921),, писавший картины на исторические сюжеты, жанрист Арутюн Шамшкнян (1856—1914), маринист Эманзел Махтесян (1857—1908) и другие.
Определенное влияние на армянскую живопись оказал. выдающийся маринист Иван Айвазовский (1817—1900). Будучи армянином по происхождению, он поддерживал тесные связи с некоторыми представителями армянской культуры. Айвазовский написал полотна и на армянские темы—«Озеро Севан», «Резня армян в Трапезунде в 1895 г.», «Хримян Айрик», «Арарат» и др.

Всего 1 на 3 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 >>

Дополнительно по данной категории

25.06.2008 - История Армении
20.05.2008 - АРМЯНСКИЕ КНЯЖЕСТВА В КИЛИКИИ
05.05.2008 - СОВЕТСКАЯ АРМЕНИЯ В ПЕРИОД УПРОЧЕНИЯ (1930-1950)
05.05.2008 - СОВЕТСКАЯ АРМЕНИЯ В ПЕРИОД УПРОЧЕНИЯ (1930-1950)
05.05.2008 - СОВЕТСКАЯ АРМЕНИЯ В ПЕРИОД СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (1920-ые—1930-ые го
Объявления:
 

Вы это искали


Друзья