Р. Груссе
Повелитель Армении Тигран Второй из рода Арташесян не очень жаловал персон, стремящихся урезывать его полномочия. И кафтана с царского плеча «демократам» не дарил. Впрочем, уклад государственной жизни древней Армении - монархия - не предполагал приоритета гражданских свобод, которые в сознании могучих самодержцев ассоциировались с дезорганизованным бытом племенных союзов. Разумеется, строгая субординация имела место и в среде последних, но ведь племенные табу - это не государство. Тем более, сильное и амбициозное. Свою задачу владыка видел в усилении армянского царства, его превращении в полноправного игрока мировой политики: воля монарха и есть Закон, а сам он - руководитель всех ветвей власти. И стоит ли тратить время, силу, энергию и финансы на проведение разлагающих национальное сознание выборных мероприятий?
Отчеканенный на армянских монетах благородный профиль царя отражал расцвет товарно-денежных отношений в Армении. Десятки проложенных дорог, в том числе транзитных, а также появление новых городских центров стимулировали процесс интеграции государства в мировое хозяйство. В результате осуществленных Тиграном преобразований Армения стала ближневосточной империей, а определение «от моря до моря» оставило неизгладимый след в памяти и в лексиконе благодарных потомков. Конечно, он был жестким правителем, но чтобы вывести народ из дремы и сделать заявку на самое достойное существование, иного и быть не могло. Строгое соблюдение определенных монархом положений являлось условием развития армянского народа и залогом одержанных в этот период побед.
Сказанное вовсе не означает, что повелитель Армянский проявлял неуважительное отношение к завоеваниям «Европейского союза», представленного тогда греко-римским тандемом. Наоборот, Тиграна раздражали ритуальные действия восточных мистерий, их театральность и эмоциональная насыщенность. Он ненавидел массовый экстаз, доведение себя до исступления постом, плясками, музыкой, терпеть не мог лобзание земли и коленопреклонение, столь приглянувшиеся Александру Македонскому. Запад в большей мере, нежели сам Тигран, был предрасположен к восприятию восточной пышности и перенесению ее отдельных элементов в Римский двор. Позднейшее христианство действительно вобрало в себя такие сугубо восточные догматы, как учение «о непорочном зачатии», представление «о Страшном суде», знак креста, обряды крещения и причащения... Но все это не очень нравилось армянскому царю, убежденному, что внешняя форма всегда способна негативно отразиться на внутреннем содержании; в итоге он адаптирует греческий пантеон к армянскому и закладывает города на манер греческих. Его пристрастие к западным ценностям не мешает ему воевать с Римом, но допускает поддерживать Понт.
Личность наиболее могущественного из армянских царей Тиграна Арташесяна, прозванного Великим, волновала умы не одного поколения политиков, поэтов, художников, музыкантов. Выдающийся реформатор и государственный деятель, он до сих пор не вписывается в «разработанный» ангажированными историографами стереотип армянского лидера. Его деятельность выходит за «рамки дозволенного» редакторами науки пространства и, по сути, противопоставляется «заготовленному» именно
для армян характеру национального героя. Данное отношение к Тиграну Великому имеет двухтысячелетнюю традицию, и вероятно по этой причине образ армянского монарха к настоящему времени практически не изучен. Очевидно между тем, что по ряду принципиальных признаков император поразительно схож с Иваном Грозным или Петром Первым. Существует и немало других виднейших исторических персонажей, которые сильно напоминают армянского царя по очень многим параметрам.
В этом рассказе мы постараемся показать, как и почему образ армянского царя удостаивается разноречивых оценок. Отметим, что официальная армянская историография, которая, безусловно, существовала в имперский период правления Тиг-рана Великого на греческом и отчасти сирийском языках, была полностью уничтожена римлянами. Вероятно, на то имелись самые серьезные основания. Плутарх, Страбон и другие историографы Древнего мира упоминают о труде Метродора Скепсий-ского, посвященном именно Тиграну. Сам автор, прозванный, между прочим, «ненавистником римлян», представляется в их изложении как «талантливый и блестящий писатель». После подчинения Армении Риму были также уничтожены и сочинения Гераклида, Тевкра, Аполлонида, Диофанта, других древних авторов, которые «имели неосторожность» описать в своих произведениях образ армянского царя.
Планомерное уничтожение посвященных «Тиграну Армянскому» многочисленных трактатов полностью вписывалось в пропагандистскую политику Рима, о которой очень точно сказал Цицерон: «Позвольте мне тут, Квириты, последовать примеру наших поэтов-летописцев и умолчать о нашем поражении».
Впрочем, сам Цицерон, в полном соответствии с официальной политикой, не отказывал себе в удовольствии представлять мощь Тиграна Великого не в аспекте личных достоинств последнего, а в ракурсе общей борьбы «азиатов» против ненавистного им Рима: «Когда Лукулл вместе со своим войском вступил в царство Тиграна, многие из племен уже были возбуждены против нашего полководца. С одной стороны, были объяты страхом племена, которых римский народ никогда и не думал беспокоить или покорить войной. С другой же стороны, среди варваров укоренилось и получило распространение жестокое и возбуждающее мнение, будто войско наше явилось в эти страны с целью ограбить их богатейшее и наиболее чтимое святилище. Многочисленные и крупные племена были, таким образом, возбуждены и ввергнуты вновь в страх и ужас».
Ввиду планомерного уничтожения документов, особенно понтийской историографии, основными первоисточниками относительно деятельности Тиграна являются произведения очевидцев событий - официальные донесения Суллы, Лукулла и Помпея, мемуары Суллы, написанная Теофаном Митилениским «История войн Помпея», «История» Саллюстия и речи Цицерона.
Тенденциозность римских источников в первом веке нашей эры отмечена еврейским историком Иосифом Флавием. В своей книге «О войне иудейской» он указывает, что даже у римских писателей - очевидцев событий - сильно искажены подлинные исторические факты и в угоду римлянам даны хвалебные тенденциозные описания или же клеветнические измышления об их врагах. О Тигране же он говорит как об очень сильном царе: «В это время пришла весть о том, что царь Армянский Тигран с 300-тысячным войском вступил в Сирию и намеревается покорить Иудею тоже. Узнав об этом, царица и народ Иудеи, естественно, пришли в ужас. К Тиграну, осадившему уже Птолемаиду, они отправили послов с многочисленными и подобающими подарками. Царица же Селена, которую звали также Клеопатрой и которая царствовала в Сирии, возбуждала население оказать сопротивление Тиграну. Послы явились к нему и умоляли его быть добрым и милостивым к их царице и народу. С этих пор Тигран проявлял к ним заботливое отношение, одобрял и обнадеживал их. После того, как Тигран взял уже Птолемаиду, пришли сообщить ему, что Лукулл, преследуя Митридата, не мог захватить его и что тот бежал в Иберию. Ему донесли также, что Лукулл осадил Армению и разоряет ее. Узнав об этом, Тигран вернулся в свою коренную страну». (Следует отметить, что у многих древних народов не существовало идеологически систематизированного понятия Родины, и термин «коренная страна» - один из наиболее распространенных. Этот вопрос рассмотрен в предисловии к разделу «Национальные деятели».)
Под Тигранакертом армянский император потерпел от Луция Лукулла поражение. На сей счет в исторической науке бытуют разные мнения, в их числе и версия о том, что Тигран нашел более приемлемым приберечь силы уставшей от грандиозного марш-броска армии, а по сути - сохранить ее для генерального сражения. Но в чем едины непредвзятые исследователи, так это в статистической недостоверности официального донесения Лукулла сенату. Известнейший историк первой половины XX века Рейнак по этому поводу замечает: «Авторы донесений, уверенные в том, что их ложь не будет разоблачена, раздували свои
успехи, скрывали свои неудачи, а порою свои поражения выдавали за победы: Мурена, например, удостоился триумфа, хотя он на самом деле потерпел поражение. Они крайне преувеличивали число вооруженных сил противника и соответственно преуменьшали численность своего войска. В своем отчете о сражении под Тигранакертом Лукулл определяет численность армии Тиграна Армянского в 250 000 человек, в то время как другие источники исчисляют его в 80 000 человек. В той же битве количество римских потерь он определяет в 5 человек убитыми и 100 ранеными, в то время как потери противника определяет в количестве 30 000. Лукулл, впрочем, поступил так, следуя примеру Суллы, и можно быть уверенным, что Помпей - ученик того же учителя, еще более превзошел этих своих предшественников».