Поиск

Поиск

Объявления



Статьи


Современная политическая и этнокультурная ситуация в Нагорном Карабахе (ч.2)

Особое внимание автор, на основе собственных полевых материалов разных лет, уделяет выявлению тех этнокультурных изменений, которые произошли в жизни карабахских армян за последний период...

Продолжение (Часть 1 см. здесь)
А.Е. Тер-Саркисянц


Излишки сельской продукции местные жители продают на рынках в Степанакерте и в районных городах. Но поскольку денежной массы все же не хватает, между жителями разных районов налажен и натуральный обмен продуктами, например, картофель обменивают на лук, пшеницу - на виноград или на привозимые из Армении овощи и рыбу.
Отмечу, что во время войны площади сельскохозяйственных угодий значительно сократились, в т. ч. посевов зерновых и особенно (в несколько раз) - плантаций винограда, что во многом произошло из-за трудностей с его реализацией, а также необходимостью увеличения злаковых для питания в условиях блокады. В 2000 г. правительством НКР была разработана специальная программа "Виноград", предусматривающая в ближайшие годы восстановление этой важной для республики отрасли сельского хозяйства. В 2007 г. можно было видеть уже выросшие новые насаждения виноградников, например в с. Тог они занимают 5 га. Налажена и реализация винограда в магазины или на специальные пункты приема. Принимают на реализацию и мясомолочные продукты, что является большим подспорьем для сельских жителей, особенно фермеров.
Уже в 2001 г. мною было отмечено, что среди карабахских армян вновь стали популярны разнообразные традиционные мясные, молочные, крупяные и овощные блюда. Это, например, голубцы из виноградных либо капустных листьев и овощей, начиненные мясокрупяным фаршем (долма), отварное мясо (хашлама), шашлык (хороеац), чаще из свинины, плов с курицей, пшеничная каша с хорошо разваренной курицей или чаще со свининой (куркут), густой и клейкий бульон из желудка и бараньих или говяжьих ножек, который варят всю ночь и едят ранним утром очень горячим с толченым чесноком и накрошенным хлебом (хаш), кисломолочный суп с рисом (танов), красная или зеленая стручковая фасоль (лоби), домашнего приготовления сыр, масло, кислое молоко (мацун), а также огородная зелень, которую едят в большом количестве в свежем виде. Кроме того, зелень сушат и заготавливают впрок в качестве приправы к разнообразным блюдам. По-прежнему широко распространено маринование и соление овощей и дикорастущих съедобных растений.
В качестве сладких блюд употребляют различные фрукты как в свежем, так к в сушеном виде, орехи, мед, а также такие сладости, как халва, пахлава. В 2007 г. на праздничных столах можно было видеть и заморские финики, и такие привезенные сорта орехов, как арахис и кешью. В 2001 г. новшеством было приготовление разного рода тортов, пирожных, кексов домашней выпечки. В то же время такое традиционное печеное изделие, как кята стало редкостью. Сладким блюдом: остается уваренный сок тутовых ягод (дошаб), имеющий также и лечебные свойства, особенно при кашле. Уже в 1970-е гг. под влиянием города большое распространение получили консервирование компотов из фруктов и ягод, приготовление различных сортов варенья, джемов, соков.
Традиционным крепким напитком карабахских армян остается 60-70-градусная тутовая водка, которую всегда применяли и с лечебными целями. В народной медицине известно, что рюмка тутовой водки способна сбить температуру, поможет избавиться от боли в горле, от кашля, что после нее не бывает похмельного синдрома.
Если в 1970-80-е гг. наиболее распространенным напитком у карабахских армян оставался чай, в который нередко для аромата добавляли мяту или корицу, то уже в 2001 г. в их быт широко вошел перенятый из Армении обычай употребления кофе, и гостя (если он заранее не был приглашен) стало престижно угостить чашечкой крепкого кофе с кусочками шоколада или конфетами. Наряду с традиционной минеральной водой в качестве новых прохладительных напитков получили распространение "Фанта", "Кока-кола", "Пепси-кола".
По-прежнему в питании местных армян большую роль продолжает играть пшеничный хлеб. Если в 1980-е гг. сельские жители в повседневном быту все чаще пользовались покупным хлебом и лишь в торжественных случаях предпочитали выпекать его дома в виде толстых лепешек круглой формы, то уже в 2001 г. из-за отсутствия хлеба в сельских магазинах употребляли только хлеб домашней выпечки. И хотя к 2007 г. в селах появились частные пекарни, где всегда можно купить свежий хлеб, хозяйки предпочитают чаще выпекать его дома.
Хлеб пекут в традиционных печах -тапирах. По существующей в Нагорном Карабахе традиции эти печи, врытые в землю и выложенные кирпичом, находятся в стороне от жилого дома под специальными навесами в разных кварталах села из расчета один тонир на несколько домов. Женщины из разных семей пекут в них хлеб поочередно, помогая друг другу в этом трудоемком занятии. При выпечке хлеба новшеством стало использование с 1990-х гг. сухих дрожжей, в отличие от прошлого, когда в качестве закваски использовали кусок теста от прежней выпечки. Новшеством стала и некоторая помощь мужчин в выпечке хлеба, что противоречит традиции, не допускавшей нахождение около тонира во время выпечки хлеба лиц мужского пола, вплоть до грудных младенцев.
В селах меня прежде всего интересовал вопрос, какие изменения в семейно-бытовую культуру карабахских армян привнесла война. Полученные в разные годы в ходе обработки нехозяйственных книг сельских администраций (ранее - сельских Советов) данные в одних и тех же селах позволили выявить определенные тенденции, произошедшие в структуре семей карабахских армян за последнюю треть века: с середины 1970-х гг. до осени 1987 г. и с осени 1987 г., т. е. по существу с начала Карабахского движения, до настоящего времени.
В целом за оба периода в обследованных селах шло сокращение числа семей - с 2520 до 2495 и до 2221. Однако, если в первый период подобное сокращение, особенно в селах Хндзиристан (с 220 до 194), Тог (с 221 до 196), Атерк (с 587 до 545), происходило за счет интенсивной миграции армян, в основном молодежи на учебу и работу за пределы Карабаха, что часто влияло на процесс "постарения" его населения, то произошедшие во второй период изменения объясняются главным образом войной. Поэтому в тех селах, которые были подвергнуты большему разрушению, число семей к 2007 г., по сравнению с довоенным 1987 г., заметно сократилось, например, в селах Нахиджеваник (со 128 до 62), Вардадзор (со 117 до 93), Атерк (с 545 до 408), Сое (с 247 до 212).
По численному составу обследованные в эти годы семьи в целом по 10 селам распределялись следующим образом (см. табл. 5).

Таблица 5. Распределение семей по численному составу
Семьи_по_численному_составу
Рассчитано по данным похозяйственных книг сельских администраций (в 1974-1987 гг. - сельских Советов)

Приведенные данные свидетельствуют о том, что в целом за оба периода в численном составе семей отмечены следующие процессы: постепенное снижение доли одиночек (с 18% в середине 1970-х гг. до 17,4% в 3987 г. и до 15,1% в 2007 г.) и увеличение доли семей в 4-5 чел. (соответственно с 22,5 до 27,8% и до 33,0%). В то же время в селах, наиболее сильно пострадавших от войны, доля одиночек заметно возросла, например, в с. Вардадзор (с 12,8 в 1987 г. до 34,2 в 2001 г. и 33,3% в 2007 г.) и Атерк (соответственно 9,9 - 16,8 - 19,6%), Что касается многочисленных семей (в 6 и более чел.), то если в довоенный и первый послевоенный периоды, к 2001 г., шел процесс сокращения их удельного веса (с 33,8 до 29,1 и до 23,7%%), то к 2007 г. он несколько возрос - до 26,4%.
В 2007 г. наибольшая доля многочисленных семей была отмечена в селах Аветараноц (27,7%), Ванк (36,1%) и Сое (39,1%). В связи с этим менялось и распределение семей по числу поколений (см. табл. 6).

Таблица 6. Распределение семей по числу поколений
Семьи_по_числу_поколений
Рассчитано по данным нехозяйственных книг сельских администраций (в 1974-1987 гг. - сельских Советов)

По этому показателю отмечена следующая тенденция. Если к 1987 г., по сравнению с серединой 1970-х гг., происходил рост доли однопоколенных семей (до 33,1%) и семей из 3-4поколений (до 24,8%), то к 2001 и особенно к 2007 гг. удельный вес однопоколенных семей снизился (до 26,9%), а доля семей из 3-4-х поколений продолжала расти (до 31,5%). Так, за 6 лет (с 2001 до 2007 г.) доля многопоколенных семей особенно возросла в селах Хндзиристан (с 15,8 до 26,5%), Аветараноц (с 23,2 до 30,9%), Ванк (с 29,8 до 40,4%).
В то же время в наиболее пострадавших во время войны селах доля семей из 3-4-х поколений, напротив, сократилась, в основном за счет отъезда или гибели части населения, в частности насильственной смерти стариков, которым трудно было выехать за пределы края. Так, с 1987 по 2001 гг. доля таких семей сократилась в селах Вардадзор - с 24,8 до 6,3%, Атерк - с 36,8 до 20,9%.
Интенсивная миграция армянской молодежи до 1987 г., естественно, влияла на возрастной состав сельского населения и, в частности, на рост и состав однопоколенных семей, которые в подавляющем большинстве случаев, как в середине 1970-х гг., так и в 1987 г., состояли из пожилой (старше 70 лет) супружеской пары либо одиночки - старика или чаще - пожилой женщины (в обследованных селах их было в эти годы 729 и 757), причем процент таких семей к общему числу однопоколенных возрос за эти годы с 86,6 до 90,9%. К 2001 г. картина изменилась, и пожилые пары и одиночки составили в общем числе 696 однопоколенных семей гораздо меньшую долю - 63,8%, т. е. по своему возрастному составу семьи заметно "помолодели". Эта тенденция зафиксирована во всех селах, особенно - Тог (с 93,7 до 64,3%), Сое (с 86,3 до 51,0%), Атерк (с 92,9 до 53,5%). К 2007 г. данный процесс продолжался в селах Вар-дадзор (с 67,3 до 65,2%), Тог (с 64,3 до 56,6%), Гиши (с 68,3 до 55,6%о). Однако в большинстве сел доля таких семей с пожилыми парами и одиночками в составе однопоколенных семей вновь возросла: в селах Нахиджеваник (с 78,6 до 80,0%), Аветараноц (с 69,4 до 87,2%), Хндзиристан (с 72,6 до 83,3%), Азох (с 65,2 до 71,1%), Сое (с 51,0 до 61,5%), Банк (с 64,9 до 82,1%), Атерк (с 53,5 до 86,5%). В целом доля таких семей в общем числе однопоколенных возросла к 2007 г. с 63,8 до 76,8%.
Одновременно следует подчеркнуть, что опросы в 2001 и 2007 гг. показали, как было уже отмечено выше, что сельская молодежь, как правило, не намерена никуда уезжать, что дает благоприятную перспективу на будущее.
Внушает оптимизм и определившаяся в последнее десятилетие тенденция к некоторому увеличению рождаемости. И это несмотря на то, что многие молодые мужчины погибли во время войны. Немалую роль в этом играет разумная демографическая политика властей, направленная на материальное стимулирование рождаемости и многодетности. Так, начиная с третьего ребенка в банке на его имя открывается счет на 700 долл. США, на четвертого ребенка - счет на 1000 долл., на пятого и каждого последующего ребенка - счет на 1500 долл., на шестого ребенка для семьи строится новый дом, на седьмого ребенка многодетной семье дают автомашину "Нива". Деньги со счета сможет получить только сам ребенок, когда он достигнет совершеннолетия, но его родители до этого могут пользоваться начисленными банком процентами. В результате в республике наблюдается заметное повышение рождаемости. Например, если в 1999 г. в целом по НКР родилось 1500 детей, то в последние годы ежегодно рождается свыше 2000 детей6. В семьях погибших их вдовам на каждого ребенка до достижения им 18 лет правительство выплачивает ежемесячно по 18 тыс. драмов (в 2007 г. 13 драмов равнялись 1 руб.). Если по окончании школы ребенок из такой семьи поступает в институт, то пособие продолжают платить до окончания им учебы. В случае учебы на платном отделении вуза эти дети освобождаются от платы. О распределении семей по числу в них детей до 17 лет (что косвенно позволяет судить о динамике рождаемости в целом) по обследованным селам за период с середины 1970-х гг. до 2007 г. см. табл. 7.

Таблица 7. Распределение семей по числу в них детей до 17 лет
Семьи_по_числу_детей
Рассчитано по данным похозяйственных книг сельских администраций (в 1974-1987 гг. - сельских Советов)

Приведенные данные свидетельствуют о том, что к 1987 г., по сравнению с серединой 1970-х гг., была отмечена тенденция к снижению рождаемости, в частности к увеличению доли семей с одним ребенком (с 13,4 до 15,6%), двумя-тремя детьми (с 26,2 до 30,8%) и одновременно к резкому сокращению доли многодетных семей с четырьмя и более детьми (с 18,5 до 7,3%), а также к увеличению (с 41,9 до 46,3%) доли семей, не имевших детей в возрасте до 17 лет (обычно это семьи, где дети были уже взрослыми, либо хозяйства одиночек). К 2001 г., еще в тяжелый послевоенный период, наблюдалось очень небольшое увеличение доли семей с двумя-тремя детьми (с 30,8 до 31,5%), продолжающееся сокращение доли многодетных семей (с 7,3 до 4,9%) и увеличение процента бездетных семей (с 46,3 до 49,0%). Заметный рост доли семей с двумя-тремя детьми был отмечен лишь в селах, наименее пострадавших во время войны: в с. Аветараноц (с 31,4 до 39,5%), Хндзиристан (с 21,6 до 30,8%), Сое (с 25,9 до 34,9%) и Гиши (с 34,9 до 40,8%).
К 2007 г. во всех селах, кроме с. Гиши, увеличилась доля семей, имевших детей до 17 лет, что привело к сокращению удельного веса семей, не имевших детей в этом возрасте, особенно в селах Аветараноц (с 46,4 до 38,2%) и Ванк (с 48,2 до 38,6%). В целом по всем селам процент семей без детей сократился с 49,0 до 44,2%, что объясняется определившейся в последние годы тенденцией к увеличению рождаемости.
Наличие детей в семьях, безусловно, влияет на структурный состав семей. Проведенное обследование показало, что в целом по родственному составу в 10 селах, как в 1987 г., так и в 2001 и 2007 гг., преобладали семьи, состоящие из родителей с их неженатыми (незамужними) детьми или из брачной пары без детей, хотя доля их к общему числу семей постепенно снижалась (с 48,8% в 1987 г. до 45,2% в 2001 г. и до 43,4% в 2007 г.). Особенно заметное снижение их процента во многих селах произошло к 2001 г., например, в селах Нахиджеваник (с 50,0 до 42,7%), Сое (с 41,2 до 33,9%), Гиши (с 51.6 до 38,8%), т. е. в военный и в первые годы послевоенного периода. Однако к 2007 г. удельный вес таких семей вновь увеличился: в с, Нахиджеваник - до 53,3%, в с. Сое - до 40,1%, в с. Гиши - до 43,5%.
За период с 1987 до 2001 г., как результат войны, во всех селах увеличилась доля нехарактерных для сельских армян неполных семей, состоявших из матери, большей частью вдовы, с детьми, особенно в селах Нахиджеваник (с 3,1 до 12,0%), Хндзиристан (с 1,0 до 10,1%), Гиши (с 1,7 до 7,0%), Атерк (с 3,8 до 8,6%). В ряде случаев вдова с детьми переходила жить либо к родителям (или одному из них) погибшего мужа, либо к своим родителям. К 2007 г. доля таких семей в этих селах несколько снизилась: в с. Нахиджеваник - до 9,7%), в с. Хндзиристан - до 7,6%, в с. Гиши - до 6,8%о, в с. Атерк-до 5,4%). В селах Вардадзор, Аветараноц, Азох и Тог она, напротив, стала еще выше: соответственно - 11,8; 9,3; 10,5 и 12,8%.
Практически мало изменилась за 20-летний период доля сложных семей, включающих в свой состав одного или обоих родителей мужа (в 1987 г. она составила 20,7%, в 2001 г. - 20,0%, в 2007 г. - 20,9%), и доля более усложненных семей, в которых родители жили с женатыми и неженатыми (незамужними) детьми и внуками (соответственно -3,4; 2,8; 3,1%). Одновременно несколько увеличилась доля семей, отнесенных в разряд "прочие" (с 6,5% в 1987 г. до 7,9% в 2001 г. и 9,2% в 2007 г.). Это семьи, в которых жили, например, брачная пара (или один из супругов) с невесткой-вдовой или с внуками, матери с разведенной дочерью и внуками, сестра или брат главы семьи, племянники, две незамужние сестры, два неженатых брата. За период с 2001 до 2007 гг. увеличилось с 14 до 25 число неразделенных семей, состоявших из родителей и двух женатых сыновей либо из двух женатых братьев.
Как показали наблюдения, в семьях карабахских армян в целом продолжают сохраняться такие этнокультурные традиции, как гостеприимство, взаимопомощь, главенство старшего в доме мужчины, глубокое уважение к старшим, признание их авторитета, трудовых заслуг. Правда, приходилось слышать и мнение стариков о том, что война отрицательным образом повлияла на отношения между людьми, которые стали жестче, что прежнего уважения к старшим уже нет.
Этническая специфика в основном сохраняется в семейной обрядности и особенно в таких важных обрядах жизненного цикла, как свадебные и похо-ронно-поминальные. В 2001 г. в с. Сое мне удалось присутствовать на свадьбе и похоронах, в с. Хндзиристан - на поминках по случаю годовщины смерти одной пожилой жительницы села, в с. Гиши - на предсвадебном обряде "взятия невесты в гонах", т. е. в гости в семью жениха; в 2007 г. - на дне рождения дочери-студентки, в с. Хндзи-ристан - на проводах призывника в армию. Кроме того, в эти годы я просмотрела несколько видеокассет с записями свадеб, дней рождения детей-подростков, крещения маленького ребенка,
Обычай видеосъемки знаменательных событий, в первую очередь свадеб, был воспринят в Нагорном Карабахе из Армении, где он, появившись в 1980-е гг., получил широкое распространение в 1990-е гг. сначала в городской обывательской среде, а затем и в сельской. В результате оператор с видеокамерой постепенно становится новым и довольно важным персона-жем современной армянской свадьоы . Уже в конце 1990-х - начале 2000-х гг. этот обычай стал характерным не только для городского быта карабахских армян, но и для сельского. Просмотр видеокассет с записями как городских, так и сельских свадеб, проведенных в Карабахе в 2000-е гг., показал, что отмечаются они с большим размахом. Приглашается множество гостей, накрываются столы с обилием закусок, напитков, обязательным набором из трех-четырех горячих блюд, фруктами, печеными сладостями; торжества сопровождаются игрой музыкантов и народными танцами и песнями.
По-прежнему свадьба карабахских армян включает в себя три основных момента: сговор (хнамахос), обручение (ншандрек) и свадебный пир (hapсаник). Сговор уже в 1980-е гг. совер-
шался нередко формально, т. к. молодые люди в большинстве случаев предварительно сами решали вопрос о браке. Обязательным обрядом, как правило, считается обручение, когда в дом девушки приходят жених, его родители (либо один из них), кто-нибудь из близких родственников жениха и преподносят ей обручальный подарок в качестве залога (ншан).
Во время самой свадьбы по-прежнему большое значение придается ее кульминационному моменту - перевозу невесты в дом жениха, роли обязательных свадебных персонажей - посаженого отца (пелли), свиты жениха и ее главы (макаров и макарбаши), брата и сестры невесты hарснахпер и hарснакуйр), некоторым послесвадебным обрядам, например, совершаемому через неделю после свадьбы обряду "мытья головы" невесты - клохлван, последующему визиту молодых в дом родителей невесты - гонах.
Хотя многочисленные в прошлом обряды магического характера, направленные на то, чтобы уберечь молодых от "злых сил", обеспечить им плодородие и благополучие в будущей семейной жизни, либо исчезли, либо потеряли прежний смысл, некоторые из них устойчиво сохраняются. Например, в доме невесты готовится "свадебное дерево" (hapcu царр украшенное фруктами, сладостями, мишурой, а сверху курицей, которое для молодых выкупает пелли; когда невесту подводят к дому жениха, его мать обсыпает девушку орехами, конфетами, зернами пшеницы, в рот молодым дает по ложке меда; под ноги им кладут принесенные из дома невесты две тарелки, которые они должны разбить одним ударом, либо первой разбивает тарелку невеста (в Армении это должен сделать жених); в знак пожелания молодой первенца-сына ей на колени сажают маленького мальчика, В ряде случаев сохраняется сопровождающийся игрой музыкантов и танцами традиционный обряд мcaцy, при котором накануне свадебного пира в доме жениха режут теленка или другой скот для приготовления "свадебного мяса"; при этом в дом невесты сторона жениха отправляет барана, украшенного красной лентой, а также несколько бутылок вина и водки.
В день свадьбы из дома жениха в дом невесты принято также посылать нечетное число испеченных сладких изделий - биши - с начинкой из муки, сахарного песка и масла. В ответ сторона невесты посылает в дом жениха уже четное число подобных изделий, а для самой невесты - одно такое изделие и халву. Стойко существует обычай передавать после брачной ночи от матери жениха матери невесты в знак "чистоты" ее дочери красные яблоки и бутылку красного вина или коньяка, перевязанную красной лентой. Раньше по этому поводу посылали простыню с постели новобрачных, при этом звали соседей, чтобы все удостоверились в девственности невесты.
Коротко опишу свадьбу в с. Сое, на которой мне довелось присутствовать в 2001 г. К 11 часам утра, вместе с сельским старостой, в доме которого я остановилась, мы подошли к дому жениха. Во дворе уже собрались мужчины, главным образом друзья жениха - макары; приехали также его родственники из Армении. Здесь же находился и оператор с видеокамерой. Утром рано жених вместе с ним ходил на кладбище к могилам павших в Карабахской войне односельчан, чтобы, как он сказал, "в знак глубокого уважения почтить их память". Вскоре для друзей жениха во дворе накрыли стол, на нем были хлеб, сыр, помидоры, водка, в качестве горячих блюд подали сначала хаш, а затем хоровац. Около 12 часов дня заиграли музыканты, женщины начали танцевать круговые танцы, из дома жениха ею родственницы вынесли подносы со свадебной одеждой для невесты, фруктами, сладостями, огромным тортом, коробками шоколадных конфет, бутылками коньяка; макарбаши взял в руки перевязанный красной лентой и украшенный гранатом шампур с нанизанными кусочками шашлыка. У жениха и посаженого отца в петлицах было по белому цветку. Затем часть участников процессии села в пять легковых машин, первая из которых, главная, в которой сидел жених, была украшена изображением двух белых голубей с белыми кольцами в клювах, а также белыми цветами, и они поехали к дому невесты.
В доме невесты начался обряд одевания ее в свадебное платье. Это платье, купленное стороной жениха готовым, было бледно-сиреневого цвета, с широко стоящей, наподобие кринолина, юбкой, для чего вовнутрь ее была специально пропущена тонкая проволока. Невесту одевала жена пелли, ей помогали, а также причесывали девушку ее подружки. Когда невеста была одета, в руки ей дали букет белых цветов, открыли коробки конфет и всех угостили, после чего невесту в окружении ее подружек сначала заснял видеокамерой оператор, а потом один из родственников сфотографировал на память. Затем жених и пелли вывели невесту на веранду, где был накрыт сладкий стол с шампанским. Поскольку отец невесты погиб, новобрачных поздравил и пожелал им счастья ее дед. Когда невесту выводили из дома, ее младший брат, по традиции, преградил процессии дорогу, требуя выкупа от пелли.
Во дворе вновь начались танцы, во время которых танцующим давали шабаш (потом эти деньги отдавали музыкантам). Немного танцевала и невеста. После этого с танцами, громкими возгласами "ура!" все направились к Дому торжеств. Там сели за пять длинных столов, причем мужчины с одной стороны, а женщины и дети - с другой. Для жениха и невесты, пелли, его жены и макарбаши был накрыт отдельный стол на сцене, на фоне ковра, на котором ватой были изображены два голубя с кольцами в клювах и написанные по-армянски слова: любовь, надежда, вера. На столах были различные салаты, рыба, блинчики с мясом, бастурма, маслины, зелень, сыр, хлеб, виноград, печеные сладости, напитки (вино, водка, лимонад, минеральная вода "Джермук", "Фанта"). Затем в следующем порядке подали четыре горячих блюда - рис с отварным мясом, хоровац, хашламу, долму. Перед женихом и невестой поставили hapcu царр, украшенное гранатами, конфетами, а сверху курицей, а также несколько коробок шоколадных конфет.
Торжество сопровождалось многочисленными тостами - за новобрачных, их родителей, за светлую память павших воинов-односельчан, за присутствующих, а также народными танцами и песнями. Во время танца жениха и невесты макары с громкими возгласами подкидывали жениха вверх. К половине пятого торжество закончилось, и свадебный поезд направился к дому жениха. Жених и невеста шли в окружении пелли, его жены, макарбаиш и макаров. Молодежь вновь по дороге много танцевала и громко кричала "ура!". На пороге дома жениха молодых встречали его родители, посыпали им на головы конфеты, а под ноги поставили две тарелки, причем первой тарелку разбила невеста.
Вечером того же дня свадьба, но уже со стороны жениха, продолжилась в Доме торжеств. К половине девятого вечера здесь собрались гости, приглашенные стороной жениха. Большинство гостей приносили с собой в качестве подарка деньги, которые вручали матери жениха. Близкие родственники жениха, уже во время застолья, одаривали невесту золотыми украшениями.
На столах был примерно тот же набор блюд, только вместо хашламы подали куркут со свининой. Вновь звучали многочисленные тосты, притом тот, за чье здоровье произносился тост, должен был подняться на сцену и присоединиться к танцующим. Читали стихи, мать жениха взяла слово и спела песню, затем все хором пели новую песню "Мой любимый Арцах" ("Им сиров Арцах"). Танцы продолжались почти без перерыва до полуночи. На этом свадебное торжество закончилось. И жених и невеста стали считаться в глазах общества мужем и женой. По существующей у армян традиции молодожены оформляют гражданскую регистрацию брака, как правило, позднее, обычно накануне рождения первого ребенка.
Примерно так проходили в 2001 г. в селах Нагорного Карабаха все свадьбы. Конечно, несмотря на то, что свадьба рассматривается как важнейшее событие в жизни каждого человека, которое полагается достойно отметить, и поэтому к ней готовятся заранее, пышность той или иной свадьбы во многом зависела от благосостояния людей, особенно переживших тяжелые военные и послевоенные годы. В 2001 и 2007 гг. мне встречались некоторые семьи, которые не в состоянии были отметить весь свадебный цикл, в частности обручение, дать дочери хорошее приданое (по сравнению с 1970-80-ми гг. сейчас приданое в целом стало намного скромнее и включает в себя только два комплекта постельных принадлежностей, посуду и одежду, а мебель, телевизор, холодильник и т. п. уже, как правило, не дают), преподнести невесте много дорогих украшений (обычно их насчитывается от 5 до 10).
В отношении похоронно-поминальной обрядности следует отметить, что если с конца 1970-х гг. в здешних селах, как и в селах Армении, наметилась тенденция к сокращению поминальных дней, в частности, к объединению некоторых из них, то затем, вследствие большого числа жертв пережитой войны, весь поминальный цикл был восстановлен. Поминки вновь стали в обязательном порядке проводить в день похорон, на следующий после похорон день (ипкнаhог), на 7-й, 40-й дни после смерти и в годовщину (ее отмечают ровно через год в день смерти), когда примерно за неделю раньше срока на кладбище устанавливают памятник (его стоимость составляет от 150 до 200 тыс. драмов). В 2001 г. только жители с. Гиши мне говорили, что они по-прежнему, как правило, объединяют 7-й и 40-й дни и многолюдные поминки устраивают на 7-й день, а на 40-й день собираются только самые близкие родственники. По материалам 2007 г., этот обычай вошел в жизнь и в селах Ванк и Хндзиристан. При этом похороны, включающие в себя целый ряд традиционных элементов, в послевоенный период стали еще более многолюдными и требуют больших материальных затрат (в частности, поминальный стол стал мало чем отличаться от свадебного), что вызывало обоснованное недовольство со стороны стариков.
По традиции похороны проводятся на третий день после смерти, обычно начинаются в 12 час. дня. Однако по-прежнему не полагается хоронить в понедельник. Если все же приходится это делать, то тогда похороны назначают на час позже положенного срока - в 13 час, а на инкнаhог идут, наоборот, на час раньше. В день похорон принято приносить в дом покойного деньги (обычно по 1 тыс. драмов), в другие поминальные дни - коньяк, водку, коробку шоколадных конфет. К числу новшеств в отношении похоронно-поминального цикла, зафиксированных в 2007 г., относились следующие. По рекомендации местного священника из с. Банк Тер-Ованеса, пользующегося большим авторитет-ом, жители этого села в последние три года стали готовить на поминальный стол вместо нескольких горячих блюд только одно - хашламу с отварным картофелем. Кроме того, он посоветовал возвратиться к традиционному обычаю, когда женщины в похоронах не участвовали, и вот уже с 2004 г. сельчане придерживаются его наказа. Если раньше на кладбище полагалось приносить еду и водку, то сейчас приносят только цветы.
К числу официальных праздников, отмечаемых сейчас в Нагорном Карабахе, относятся, помимо новогоднего, праздник Материнства и Красоты -7 апреля, День Победы и День освобождения Шуши - 9 мая, День провозглашения Нагорно-Карабахской республики - 2 сентября, День независимости Республики Армения-21 сентября. Постепенно восстанавливаются и такие забытые здесь в советский период (к 1930 г. в Карабахе были закрыты все церкви) христианские праздники, как Рождество и Пасха, а также обряды венчания и крещения. Прежде всего это происходит в селах, находящихся поблизости от действующих церквей, в особенности в с. Ванк, расположенном рядом со средневековым храмом Гандзасар. Уже к 2001 г. в Нагорном Карабахе были отреставрированы и открыты 17 церквей, в т. ч. построена одна новая, ведутся работы по восстановлению и строительству других.
Одновременно по-прежнему среди карабахских армян, как и в Армении, бытует дохристианский обряд жертвоприношения - матах. Его совершают возле старых церквей, часовен или священного места - сурба, имеющегося в каждом селе (священный, по народным представлениям, камень, дерево, родник, гора). Об архаичности и укорененности этого обычая свидетельствует тот факт, что в язык кара-бахцев, как и других армян, давно и прочно вошли в качестве ласкательных выражения "ес кез матах" ("я тебе жертва"), "матах ем" ("я есть жертва"). Жертвенное мясо, сейчас в основном петуха, полагается затем сварить дома и разделить на семь домов. Голову и лапки петуха, а также красные ленточки привязывают к ветвям находящегося у сурба дерева.
Поскольку сейчас жители Карабаха получили, наконец, возможность смотреть телепередачи из Армении, то они узнали, по их словам, "из телевизора" о распространенном там древнем празднике Дерендез, основанном на культе огня как символа возродившегося Солнца. Инсценировка этого праздника с театрализованной постановкой традиционной армянской свадьбы с последующим разжиганием костра и перепрыгиванием через него новобрачных была организована 14 февраля 2001 г. энтузиастами из отдела культуры Гадрутского района и школьным театральным коллективом в с. Азох. Я имела удовольствие посмотреть это мероприятие на видеокассете и убедиться, с каким восторгом оно было воспринято сельскими жителями, заполнившими до отказа клуб.
Во время своих поездок я посещала школы, клубы, библиотеки, детские сады, больницы. Особенно благоприятное впечатление производили школы. Несмотря на то, что школьные здания и имеющийся в них инвентарь нередко еще оставались старыми, они, по возможности, отремонтированы, в т. ч. и спортивные залы, в помещениях очень чисто, школьники аккуратно и даже нарядно одеты; практически все учителя с высшим образованием; более половины выпускников продолжают свою учебу в вузах и техникумах Карабаха и Армении. В 2007 г., по сравнению с 2001 г., в школах появились компьютеры. Целый компьютерный класс, подаренный "Союзом армян России", имеется в школе в с. Аветараноц. Компьютеры в школу с. Азох подарило правительство НКР. В этой школе, здание которой было построено в 1934 г., в 2007 г. было 126 учеников, 24 учителя, все из которых, за исключением учителя физкультуры, имели высшее образование. Из 8 выпускников 2006 г. четверо поступили в Арцахский госуниверситет, трое - в училища. Конечно, в школах Карабаха еще многого не хватает, в частности, не везде еще есть современное лабораторное и компьютерное оборудование, не во всех школах есть учителя иностранных языков, не везде работают финансировавшиеся прежде колхозами школьные столовые.
В то же время если в 2001 г. ни в одном из обследованных сел не было детского сада, то в 2007 г. детские сады работали в 8 из 10 сел, за исключением небольших сел Нахиджеваник и Вардадзор. 23 мая 2007 г. детский сад на 50 мест был открыт в с. Хндзиристан. В нем две группы; в младшей -дети от двух с половиной до четырех лет, в старшей - от четырех до пяти с половиной лет. В отремонтированном помещении - две спальни и две игровые комнаты с хорошей мебелью. Персонал детского сада состоит из заведующей, двух воспитательниц, двух нянь, музыкального работника, повара и его помощника, санитарки и сторожа. За счет благотворительного Всеармейского фонда "Айастан" все дети содержатся в этом детском саду бесплатно. Ничего не платят за находящихся в детском саду детей и родители в с. Тог. В других селах родители платят за детский сад 2 тыс. драмов в месяц.
В с. Тог на средства благотворителей в течение нескольких последних лет существует музыкальная школа. В ней 30 учеников, пять педагогов, все с высшим образованием. Педагоги еженедельно приезжают на три дня из г. Степанакерта, где они живут. Занятия проводятся по классам фортепиано, скрипки и народного музыкального инструмента канон; есть также хор.
В заключение отмечу, что собранные мною в 2000-х гг. полевые материалы показывают, что в целом на сохранение карабахскими армянами этнокультурных традиций война фактически не столь уж сильно повлияла, за исключением того, что сейчас, в еще трудный послевоенный период, народ стал жить беднее, поэтому многие обряды проводятся, по словам местных жителей, "по сокращенной программе". Конечно, при этом я не имею в виду те человеческие жертвы, которые были принесены в борьбе за независимость. Разумеется, в Нагорном Карабахе еще многое предстоит сделать и по залечиванию губительных ран, нанесенных войной, в т. ч. и тяжелейших травм в душах людей, и по развитию социально-экономической и культурной жизни, а для этого важно мирное политическое урегулирование застарелого карабахского конфликта. Если в регионе будет стабильный мир, то вполне обоснована надежда на его экономическое, культурное и демографическое процветание, поскольку для этого уже имеются определенные предпосылки: наметившееся оживление экономики, приостановление миграции молодежи, сокращение доли однопоколенных семей, состоящих из лиц пожилого возраста, тенденция к повышению уровня рождаемости. Немаловажную роль играет и такой фактор, как высокий моральный дух карабахцев, присущий им на протяжении всей их многовековой истории, их безграничная любовь к своей земле и стремление к свободе.


Тер-Саркисянц Алла Ервандовна - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела Кавказа Института этнологии и антропологии РАН, действительный член Российской академии естественных наук. Специалист в области этнографического арменоведения: этногенез и этническая история, этнокультурные традиции и их развитие, традиционная и современная семья, армянская диаспора в мире. Автор более 160 публикаций, в том числе монографий «Современная семья у армян (по материалам сельских районов Армянской ССР)». М. 1972. 208 с; «Армяне. История и этнокультурные традиции». М. 1998. 397 с; «История и культура армянского народа с древнейших времен до начала XIX в.». М., 2005.686 с.

Дополнительно по данной категории

27.09.2009 - Современная политическая и этнокультурная ситуация в Нагорном Карабахе (ч.1)
26.05.2008 - Армянские пословицы
01.01.2008 - Население Армении
Объявления:
 

Вы это искали


Друзья